Астраханский государственный медицинский университет

Материалы, поданные на 3 Всероссийскую конференцию «ОПЫТ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ», посвященную 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.», Воронеж, 30-31 марта 2015 года.

ЗДОРОВЫМ БЫТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ!

Ибрагимбеков Ахмедхан Мурадович

Астраханский государственный медицинский университет, г.Астрахань

 Одной из приоритетных задач реформирования системы образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у них здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с молодежью.

Каждое учебное заведение ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Не является исключением и наше учебное заведение. Одним из результативных направлений в нашей работе является волонтёрская деятельность.

Волонтерство не только почетно и привлекательно оно позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, приносит реальную пользу обществу.
Волонтерские или добровольческие организации — это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Волонтеры – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. Так как наши студенты будущие медицинские работники, то наш отряд волонтеров «Vita» работает по пропаганде ЗОЖ.

Отряд является добровольным самоуправляемым подразделением, имеет свою структуру, программу деятельности, ежегодный план работы, сотрудничает с государственными, общественными организациями и объединениями города Астрахань. Членом отряда может стать студент любого факультета, года и курса обучения.

Основной целью волонтерского движения: формирование и утверждение позитивного отношения молодежи к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения; освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Задачи для реализации поставленной цели:

- сформировать у студентов и школьников культуру сохранения здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);

- сдержать вовлечение обучающихся в употреблении психоактивных веществ (ПАВ) за счёт пропаганды здорового образа жизни;

-информировать о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом.

 Принципы деятельности отряда:

  • Добровольность
  • Ответственность
  • Организованность
  • Самостоятельность
  • Активность
  • Информированность

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

Рисунок26

 Наш отряд решает проблему пропаганды ЗОЖ всеми доступными способами, это:

- Групповые занятия волонтеров для студентов и учащихся школ города.

- Изготовление плакатов и видео.

- Выпуск газет и листовок.

- Оформление информационного стенда.

- Акции волонтеров.

- Интерактивные игры.

- Викторины.

Для организации волонтерского движения имеются следующие условия:

- Взаимодействие специалистов различных областей при подготовке мероприятий.

- Взаимодействие с различными волонтерскими организациями города.

- Информационное обеспечение опыта работы (студенческая газета).

Если говорить непосредственно о проделанной работе, то становится ясно, что в одной статье не уместить весь объём выполненных задач. Поэтому я постараюсь коснуться основных моментов из жизни отряда:

  1. Работа в школах: Является одной из приоритетных задач для любой организации пропагандирующей здоровый образ жизни. Приоритет связан именно с возрастом целевой аудитории. Учитывая эти факторы отряд Vita подготовил серию лекций включающую такие темы как: «Правильный отдых», «Табак тебе враг», «Я умею быть здоровым», «Будь здоров», «Мы добровольцы», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Здоровье и образ жизни», «Азбука здоровья».

И с данным набором материала волонтеры ежемесячно проводят беседы и круглые столы в различных средних учебных заведениях города. В основном берутся 8, 9 и 10 классы, т.к. в них учатся дети переходного возраста, которые сталкиваются с рядом задач присущих этому возрасту. Проводя, подобную, профилактическую работу волонтеры осознают всю ответственность возложенную на них, ибо от них зависит представление детей о здоровом образе жизни. В свою очередь школьники “впитывая” новую информацию способны более трезво глядеть на окружающую действительность – прекращая питать ложных иллюзий по отношению к алкоголю, табакокурению и приему наркотиков.

  1. Работа в колледжах. Отличие от школ заключается в возрасте аудитории, соответственно были разработаны новые подходы к подаче материала и новые тематические лекции. Лекционный материал включает в себя такие темы как: «Движение за жизнь», «Мы против СПИДА!», «Что такое вредная привычка», «Волонтеры всего мира за здоровую Россию», «Мы против СПИДА», «Берегись! ЗППП.» «Аборт и его последствия».

Аудитория меняет, но принцип остается тем же — донести правду о здоровом образе жизни. Активно включаются темы касающиеся половой жизни и планирования семьи. Со стороны студентов колледжа поступает множество вопросов по поводу ЗППП, а также о последствиях абортов. Учитывая сложности в лечении заболеваний передающихся половым путём подобная профилактическая работа неизбежно ведёт более осторожному подбору половых партнёров и к более разумному отношению к контрацепции, что влечет за собой снижение ЗППП среди молодежи.

  1. Работа в университете. Деятельность в стенах родного ВУЗа очень многогранна.

В первую очередь это проведение круглых столов и организация бесед со студентами различных — на таких мероприятиях происходит обмен наиболее актуальной информацией по различным вопросам.

Во-вторых, проведение различных акций и оформление плакатов, которые носят информационный характер. Большинство акций носили провокационный характер с целью привлечь наибольшее внимание студентов к данной проблеме. Каждое мероприятие сопровождалось бурей эмоций и как правило завершалось на весёлой ноте.

В-третьих, организация спортивных состязаний. Затрагивались различные виды спорта — волейбол, футбол, баскетбол, шахматы и др.. В помощь нашему отряду активно выступали сборные команды университета по тем или иным дисциплинам. Они участвовали как в организации, так и в судействе во время игр, а также показывали мастер классы для всех желающих. Подобный подход способствует более тесным дружеским отношениям среди студентов Астраханского ГМУ.

  1. Работа с городскими организациями и отрядами. Это в первую очередь обмен опытом и подходами к своей работе. Хотя нет других отрядов по непосредственной пропаганде здорового образа жизни, но все отрядовцы являются волонтерами — поэтому легко найти общее дело. Совместно с другими городскими волонтерами проводились субботники, спортивные состязания, конференции. Большое количество участников этих мероприятий является дополнительной мотивацией для каждого волонтера.

Хотелось бы отдельно отметить взаимодействие с организацией «Красный крест». Благодаря их стараниям стали возможны так называемые «Автопоезда за ЗОЖ». В программу этих автопоездов включалось посещение множества школ для проведения бесед о ЗОЖ со школьниками из различных классов. Школьники довольно активно включались в диалог и в конце каждой беседы становилось понятно, что их кругозор необратимо расширен.

Основная идея, которую пытается донести наш отряд  для школьников и студентов, заключается в том, что здоровый образ жизни это не единовременный вклад, с которого можно всю жизнь можно  получать дивиденды, а это концепция определяющая стиль и качество жизни.

ВКЛАД СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИЕ ДОНОРСТВА

Бондарев Александр Владимирович, Гусева Дарья Сергеевна

Астраханский государственный медицинский университет, г.Астрахань

 Вопрос донорства сегодня и всегда останется актуальным для общества. И, очень важно отметить, что данный вопрос всегда прозрачно и понятно освещен для тех, кто интересуется этим и является самим донором. Сегодня никому не составит труда пойти и сдать кровь, это займет лишь пару часов Вашего утра!

Как участие студентов в волонтерской деятельности, а именно в донорстве, влияет на решение такой важной проблемы как нехватка донорской крови? Многие из нас хотя бы раз слышали об этом и имеют представление о сущности этой важной проблемы. Однако, желание помогать в её решении имеет свойство пропадать. А ведь именно от молодого поколения зависит дальнейшее развитие донорства и тем самым спасение многих жизней.

Прежде чем говорить о дальнейших планах по развитию донорства, нужно отметить, что все то, что имеется к данному моменту, далось не сразу. История донорства в нашем регионе активно развивалась многие годы. Начинали наши студенты с самого трудного, с себя. Так как для достижения успеха в таком важном деле необходимо понимать, чем ты занимаешься и для чего это нужно. В начале количество участников было не велико. Но даже небольшая группа людей уже считалась хорошим прорывам в этом деле. Учащиеся не только активно агитировали донорство, но и сами сдавали кровь, становясь еще ближе на пути к главной цели — помощи людям.

Отряд «Группа крови» создан на базе федеральной программы «Группа крови», работающей в Астраханской области с 2008 года. Проект был презентован на форуме «Селигер-2008» и «Селигер-2009», а так же вел активную работу на форуме «Селиас-2009». Проект «Группа крови» на протяжении полутора лет работает совместно с Государственной программой развития добровольного донорства «Служба крови».Способы агитации были самыми простыми, но в то же время действенными. Студенты рассказывали одногруппникам, своим друзьям о донорстве и о его важной роли в жизни каждого человека. Ведь никто не знает, кому и когда потребуется такого рода помощь. Именно поэтому тема донорства имеет такой глобальный масштаб. Кроме того, учащиеся проводили большое количество собраний, на которых представляли презентации и читали лекции на эту тему. Развитие активистского движения не стояло на месте. Участники устраивали митинги и проводили уличные акции с целью увеличения числа доноров среди молодежи. Одним из важнейших показателей роста заинтересованности студентов в проблеме можно считать проведение Дней донора. Все желающие могли сдать кровь либо на станции переливания, либо же в самом университете. Были и более радикальные методы привлечения внимания.

Отряд «Группа Крови», действующий под крылом ГБОУ ВПО Астраханский ГМУ, поставил перед собой задачу не, сколько проводить акции донации, сколько произвести популяризацию данной проблемы, а именно вынесение этого вопроса, среди учеников средних классов школ (5-6 классы). Первым шагом являлось выявить мировоззрение данной проблемы в детских умах самым простым способом, а именно, конкурсом рисунков на тему «Я — ДОНОР!». При просмотре работ учащихся МОУ СОШ №33 им. Н.А. Мордовиной, нам удалось выяснить, что, хоть и с подачи родителей, но школьники вполне хорошо представляют себе, что значить донорство крови, и какое спасение она несет для реципиента. Конкурс рисунков, затем беседы активистов отряда со школьниками, лекции. Вся эта работа несет в себе одну важную цель: формирование взгляда детей к данной проблеме с ранних лет становления их личности. Опираясь на основные тезисы «Донор — значит, здоров» и «Подари жизни», нашей целью являлось как агитация здорового образа, так и встретить этих самых ребят на «День донорского совершеннолетия», проходящего, так же ежегодно в Областной станции крови. То есть воспитание здорового поколения, готового на маленький, но опять же благородный подвиг!

К счастью, последние 1.5 — 2 года в университете студенты все больше внимания стали уделять этой теме. В итоге, донорское движение прогрессивно развивается во всем университете. Нужно действовать по примеру наших предшественников, только учитывать еще и то, что со временем меняются интересы людей, их с каждым годом всё труднее заинтересовать и вовлечь в донорство. Исходя из этого, следует вносить некоторые изменения в работу активистов донорского движения, становиться еще более убедительными.

В конце, хочется отметить, что студенты медицинского вуза очень заинтересованы в укреплении позитивного имиджа донорства крови и ее компонентов, а так же в проведении различного рода мероприятий с целью пропаганды и популяризации донорства. Ведь решив стать донором, человек делает ответственный выбор. Еще вчера он отвечал только за состояние своего здоровья, а сегодня – уже и за самочувствие других людей. Донор – так называют человека, который по доброй воле, из-за сердечной отзывчивости дает свою кровь людям.

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-АЭРОБИКИ

Хасбулатов Ильяс Саид-Эмиевич

Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань

В настоящее время произошло значительное увеличение видов деятельности, которая осуществляется в неожиданно развивающихся ситуациях, в условиях, которые невозможно спрогнозировать. Подобный род деятельности предполагает проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации, переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движении, биомеханической рациональности движений. Вышеперечисленные качества относят к координационным способностям. Как писал профессор Л.П.Матвеев, в век научно-технической революции, «грубая сила все больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки – динамическому богатству двигательных координаций.

Невысокий уровень развития физических способностей студенческой молодежи заключается в низком уровне состояния здоровья и снижении интереса к традиционным занятиям физической культурой. Поэтому приоритетной задачей, стоящей перед физической культурой, является поиск эффективных путей и средств комплексного воздействия на физическое развитие, укрепление здоровья, мотивационно-эмоциональную сферу, которая оказывает положительное влияние на формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Объектом исследования является процесс развития двигательных координаций у студенток.

Предмет исследования – фитбол-аэробика.

Цель исследования выражается в выявлении показателей развития координационных способностей у студенток и анализе влияния фитбол-аэробики на их развитие.

Гипотеза исследования содержит систему предположений о том, что специально разработанная программа занятий оздоровительной аэробикой с применением фитбола позволит наиболее эффективно развивать координационные способности.

Фитбол-аэробика — это вид оздоровительной аэробики преимущественно партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого размера.

В оздоровительной физической культуре широко применяются различного рода мячи. Это обычные резиновые или пластиковые мячи, с которыми играют дети и которые используются в различных видах спорта. В аэробике наиболее распространен специальный легкий пластиковый мяч диаметром 55-65 см для взрослых и 35-45 см — для детей.

Сидя на мяче или опираясь на него различными частями тела, а также упираясь мячом о стенку, можно бесконечно менять исходные положения и выполнять большое количество упражнений, оказывающих изолированное воздействие на различные группы мышц. Этот вид вносит разнообразие в занятия и благотворно воздействует (что доказано медицинскими исследованиями) на состояние спины и позвоночника, сердечно-сосудистую систему и вестибулярный аппарат.

Специфика фитбол — аэробики включает в себя следующее:

  • возможность избирательного воздействия на отдельные группы мышц;
  • удаление излишней нагрузки с позвоночного столба;
  • тренировка правильной осанки;
  • одновременная тренировка мыщц спины и брюшного пресса;
  • возможность применения мяча для силовой тренировки и стретчинга;
  • высокая эмоциональность и развлекательность занятий;
  • высокая «совместимость» упражнений на мяче с другими видами аэробики (классической — основные шаги с удержанием мяча руками, отбивами; силовой — с гантелями, резиновыми эспандерами и т.п.).

Положительное влияние занятий заключается в возможности развития функции равновесия одновременно с развитием силы и гибкости.

Специалистами обращается внимание на то, что в процессе физического воспитания молодежи особенные трудности возникают при развитии способности оптимально управлять движениями, в настоящее время названной координационной способностью.

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от латинского сoordination — согласование, сочетание, приведение в порядок).

Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Предлагается выделять три вида координации при выполнении двигательных действий — нервную, мышечную и двигательную. Нервная координация — согласование процессов нервной деятельности, позволяющих управлять движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Мышечная координация — это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других систем». Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация — согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека.

Исследование по развитию координационных способностей средствами фитбол-аэробики проходило в несколько этапов на базе кафедры физической культуры Астраханского Государственного Медицинского Университета:

На подготовительном этапе: были произведены анализ и обобщение научных фактов и материалов для исследования, подбор методов исследования, выбор предмета и объекта исследования, выработка гипотезы, формулирование цели и задач исследования.

На основном этапе: был выполнен основной педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент представлял собой разработку специальной программы по фитбол-аэробике и внедрение ее в работу секции оздоровительной аэробики. Контроль над динамикой развития двигательных координаций студенток осуществлялся с помощью тестов в начале и конце эксперимента. Для оценки отношения, формирования интереса и потребности к занятиям, а так же корректировки подбора средств для фитнес-технологии был проведен анкетный опрос студенток участвующих в эксперименте.

На заключительном этапе: производился анализ и подведение итогов проведенной работы.

Занятия состояли из трех частей : подготовительная часть — танцевальная аэробика (средства танцевальной аэробики – латина, хип-хоп, танго, ирландский танец, дэнс-аэробика и др). Основная часть занятий была основана на фитбол-аэробике. В заключительной части занятий  использовались элементы стрейчинга с применением фитбола. В ходе занятий осуществлялось непосредственное воздействие на развитие двигательных координаций студенток.

В подготовительной части занятий требовалось  выполнение модификаций базовых шагов оздоровительной аэробики согласно стилям различных танцевальных направлений (латина, фанки, хип-хоп, танго, ирландский танец, русский народный танец, джаз, дэнс-аэробика и др.). Разучивание комбинаций и усложнение координации происходило по той же схеме, но добавлялись движения в парах, перемещения и изменение местоположения участниц относительно друг друга в группе.

Уже освоенные упражнения многократно повторялись при целенаправленном изменении параметров выполняемых движений и условий упражнений: освоенные движения вставлялись в танцевальные комбинации с другим ритмическим рисунком, выполнялись в парах, с перемещениями в другом направлении и др.

Во всех занятиях обращалось внимание на правильную осанку, свободную и легкую походку, красоту движений, пластику, эмоциональность. Занимающимся объяснялась значимость предлагаемых двигательных заданий.

Широкий диапазон применения полученных навыков, акцентирование эстетической стороны двигательных действий в совокупности формировало устойчивый интерес к занятиям. В основной части использовались модификации различных упражнений с применением фитбола и сменой исходных положений: сидя на мяче, лежа на мяче спиной, животом и т.д. В начале эксперимента было выявлено, что высокий уровень развития координационных способностей имеют 5,5%, средний – 58,3%, низкий уровень – 36,2% занимающихся. На заключительном этапе исследования повторное тестирование показало, что высокий уровень развития координационных способностей зафиксирован у 61,2% (прирост составил 55,7%), средний уровень развития КС показали 38, 8%, что меньше, чем в начальной группе на 19,5% .

Низкого уровня развития координационных способностей в экспериментальной группе выявлено не было. Следовательно, можно подтвердить то, что разработанная  модель развития координационных способностей средствами фитбол-аэробики эффективна и результативна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>