Тюменский государственный медицинский университет

Материалы, поданные на 3 Всероссийскую конференцию «ОПЫТ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ», посвященную 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.», Воронеж, 30-31 марта 2015 года.

 ОСОБЫЕ ДЕТИ

Межаков Владимир Андреевич

Тюменская государственная медицинская академия,  г. Тюмень

 В последние десятилетие на каждые 1000 детей рождается 1 ребенок, имеющий нарушения в психическом развитии (аутизм), что определяет высокую актуальность данной проблемы. Детям с нарушениями развития уделяется все больше внимания, в помощи нуждается не только ребенок, но и его семья.

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и стереотипными действиями.

Впервые я столкнулся с этим, когда узнал о том, что в нашем городе организуются курсы для волонтёров по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Инициаторами были сами родители «особых» детей и центр внешкольной работы «Дзержинец». Во время этих занятий мы узнали много нового о раннем детском аутизме и как нужно стоить взаимодействие с такими детьми. В дальнейшем было организовано знакомство волонтеров с семьями, где есть ребенок с расстройствами аутистического спектра. Потребность в обучении новых волонтеров до настоящего времени остается актуальной, поэтому было принято решение о создании проекта, на базе которого проходило бы обучение волонтеров, их знакомство и общение с семьями, в которых есть дети, страдающие аутизмом.

Я представляю проект под названием «Особые дети», основной целью которого является социальная адаптация детей, имеющих нарушения в развитии (аутизм).

Его целью является помощь детям в приобретении важных социальных навыков, что может быть достигнуто поэтапно, при выполнении определенного ряда задач.

Первоочередной задачей является организация обучающих курсов для волонтеров, где они смогут получить подробное представление об этом недуге, а также о правилах общения с такими детьми. После этих занятий волонтеры будут знакомиться с семьями, где есть дети, страдающие аутизмом. Такие встречи должны проходить регулярно в рамках образовательных учреждений. Волонтеры будут взаимодействовать с детьми под контролем специалистов, которые смогут скоординировать работу волонтера для достижения наилучшего результата. После того, как общение принимает более открытую форму, когда дети начнут привыкать к волонтеру, встречи могут проходить уже без специалистов.

Общение волонтера с особым ребенком преимущественно проходит в форме игры. Такой вид взаимодействия для ребенка является главной формой познания окружающего мира. Через игру проще всего найти контакт, повысить его доверие к добровольцу. Дети через игру начинают раскрепощаться, проявлять интерес ко всему, что их окружает. Взаимодействие ребенка и волонтера под контролем специалистов будет осуществляться в течение года. По истечении данного времени общение волонтера и ребенка будет продолжаться, но уже без привлечения третьих лиц.

Сценарий проекта может иметь три варианта завершения:

  1. Ребенок не идет на контакт с волонтером. Для решения этой проблемы мы привлекаем к работе специалистов (психолога, детского психиатра, педагога).
  2. Положительная динамика – ребенок идет на контакт, но социальная дезадаптация сохраняется. В данной ситуации необходимо продолжать эту работу.
  3. У ребенка улучшается адаптация к окружающему его миру.

При успешном выполнении проекта ожидаются следующие результаты:

Основной: адаптация детей с аутизмом к окружающему миру.

Второстепенный: развитие ряда психологических психотерапевтических навыков у волонтера в процессе общения с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Побочный: получение поддержки от социума и формирование большего доверия к окружающим людям у родителей особых детей.

В перспективе работы по данному проекту есть необходимость в обогащениии знаниями по данной проблеме: изучение научных источников, анализ опыта общения с детьми, сотрудничество с кафедрой психиатрии и наркологии ТюмГМА. В заключение хочется сказать, что дети с нарушениями в развитии (особые дети) благодаря волонтерской помощи могут получить возможность более успешной социальной адаптации.

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ТЮМГМА.

Зарипова Светлана, Куман Ольга

Тюменская государственная медицинская академия,
г. Тюмень

С чего начинается волонтерское движение? В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: «Хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому».

Следуя этому принципу, абитуриенты выбирают обучение в медицинской академии и заканчивают ее, произнося клятву Гиппократа, в которой есть слова: даю обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия).

Реализация программы в направлении профилактики сохранения стоматологического здоровья у детей и молодежи проводится на стоматологическом факультете с 2007 г.

В марте 2014 года командир волонтёрского отряда студентов-стоматологов 5 курса рассказала нам, первокурсникам, о волонтерском движении на факультете и участии в программе «Стоматологи к детям» Ассоциации Молодых Стоматологов России.

Мы решили принять «эстафетную палочку» от выпускников и сформировали постоянный, мобильный стоматологический волонтерский отряд «5х5» в количестве 25 студентов.

Специальность «Стоматология» оказала большое влияние на выбор направления проекта — добровольческие инициативы в формировании здорового образа жизни населения различного возраста. Наш волонтерский проект «5х5» актуален тем, что, у некоторых родителей отсутствуют правильные представления и навыки по гигиене полости рта, следовательно, невозможно ожидание качественной гигиены и от их детей; много внимания и терпения требует формирование мотивации у ребенка к проведению гигиенических мероприятий, правильному рациональному питанию с ограничением избытка рафинированных углеводов, проводимая совместными усилиями детского стоматолога, педагогов, родителей.

Исходя из этого сформировались три направления проекта:

- Студенты-стоматологи детям.

- Стоматологическая школа «Знай! Умей! Владей!».

- Научно-исследовательская работа студентов-волонтеров.

На их основе составлены цели: создание на научной основе, в рамках работы вуза, системы формирования мотивации у ребенка, молодежи и родителей   позитивного отношения к здоровому образу жизни для сохранения своего стоматологического здоровья; создание методической литературы, наглядных пособий по «здоровой» диете для зубов, гигиеническому воспитанию и ЗОЖ для детей, родителей и студентов.

В соответствии с целями определены задачи нашего отряда:

  1. Создание мотиваций на уроке гигиены «Азбука здоровья» у педагогов, родителей, детей от 3 до 18 лет и студентов здорового образа жизни и выработки в дальнейшем привычки гигиенических навыков по уходу за полостью рта.
  2. Проводить анализ стоматологического статуса у детей 5-12 лет совместно с интернами и ординаторами и студентов1-2 курсов.
  3. Оценка углеводсодержащих продуктов в рационе питания в семье и молодежи.
  4. Разработка наглядных пособий с рекомендациями способов формирования здорового образа жизни для мотивации в детском возрасте, студентов и родителей.

Мы начали с ежегодного регионального этапа Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российский территорий «Моя страна – Моя Россия» при поддержке Комитета Государственной Думы по образованию, Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодежи.

Следующим шагом было участие в нескольких проектах с Ассоциацией молодых стоматологов России в рамках сотрудничества с Международной ассоциацией студентов стоматологов, международной федерацией стоматологов и поддержке Международного Альянса Современных Стоматологий в совместном профилактическом проекте с Министерством Здравоохранения Российской Федерации.

Проект «Стоматологи к детям» заключается в посещении детских домов: обучение в игровой форме гигиене полости рта детей от 3 до 18 лет, осмотре и фторировании. После каждого мероприятия воспитанники получают подарки, это зубные пасты, щетки и различные методические пособия. Мы придумали сценарий, сшили костюмы и провели познавательную сказку «О веселом молочном зубике»для младших школьников. Отзывчивость детей, воспитателей и педагогов нас очень вдохновила, и мы подготовили для старших воспитанников детского дома № 66 веселую викторину «Невредные вредности!», где они узнали об основах правильного питания, как одной из составляющих здорового образа жизни, поиграли в игры на закрепление материала и провели физкультминутку. Для выпускников детского дома провели проект-урок по профориентации «Веселая Стоматология».

Участвовали в проекте «Всемирный день здоровья полости рта» — «Праздник здоровых улыбок», где обучали способам сохранения здоровья зубов, а также провели конкурс «Самая красивая улыбка» и вручили подарки. В Международный день борьбы с пьянством и день без табака провели акцию профилактики табакозависимости: «Как курение влияет на зубы?».

Наглядно показали участникам флэш-моба в ТЦ «Фаворит» какой вред причиняет табачный дым, провели викторину и «Веселые старты», творческие конкурсы среди воспитанников детского дома №66 г. Тюмени, все участники получали подарки. Провели акцию «Веселая зубная азбука», посвященную Дню защиты детей на набережной р. Туры, на день молодежи в Центральном парке совместно с Областным центром профилактики и реабилитации г. Тюмени провели обучение гигиене полости рта, спортивные соревнования.

Осенью 2014 года наш отряд пополнился 15 первокурсниками, которые активно влились в наши ряды, и мы вместе провели Новогодние утренники в приюте «Мария», детском доме №66 и школе №31 г. Тюмени.

Члены нашего отряда участвуют и в других направлениях волонтерского движения ТюмГМА (донорство, спортивное волонтерство) поэтому перспективный план нашего отряда включает добровольческие инициативы, которые касаются ресурса развития личностного и профессионального становления студента-медика, профилактики здорового образа жизни, донорства и спортивного волонтерства:

  1. Проведение профилактических занятий или тренингов.
  2. Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
  3. Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
  4. Первичное консультирование и сопровождение.
  5. Подготовка других волонтерских команд и участников.
  6. Работа с наркозависимыми.
  7. Донорство.
  8. Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
  9. Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
  10. Экспертная деятельность по оценке качества услуг.

Уход волонтеров — процесс необратимый. Наша деятельность в отряде будет ограничена окончанием учебы в Академии, а далее мы начнем проводить профилактику уже как специалисты.